Согласно каталогу запчастей ORD 9 SNL-503 джипов Виллис МБ и Форд ГПВ полный комплект дюймового крепежа состоит из примерно 800 болтов, 400 гаек и 750 шайб.
Естественно, что в процессе эксплуатации джипов все эти болтики, гайки и шайбочки неизбежно ржавели, изнашивались, закисали и ломались и частично просто терялись.
В ходе износа и убыли оригинального крепежа происходила его замена на доступные аналоги, включая метрические. Помимо замены шел и процесс перемешивания крепежа между машинами ранних и поздних годов выпуска, а так же между Виллисами и Фордами.
Таким образом, в руки современных реставраторов попадают джипы не только со значительным отсутствием оригинального крепежа, но и несущие на себе сборный крепеж от разных машин.
Приведение всего крепежа к заводской комплектации довольно сложная задача как из-за его количества так и из-за отсутствия новодела по многим типоразмерам. Поэтому на практике приходится сочетать компромиссный вариант когда на более-менее заметных местах ставится оригинальный крепеж, а там где не видно идет крепеж с современной маркировкой.
Из всей номенклатуры крепежа наиболее просто заменить оригинальные дюймовые гайки и большинство шайб. Их современные аналоги выглядят практически идентично. А вот с болтиками возникают наибольшие сложности из за того, что аутентичные болты на Виллисах и Фордах имеют особую маркировку.
Чтобы разобраться вариантами маркировки следует сказать несколько слов о предыстории вопроса.
Первые стандарты между странами использующими дюймовую систему мер появились в 1948 году.
Тогда США, Англия и Канада унифицировали типоразмеры дюймовой резьбы в стандарт который обозначается сейчас как UNC и UNF. До этого, на начало-середину 40-х годов прошлого века, единые стандарты изготовления дюймового крепежа в мире просто отсутствовали. Наиболее часто использовался Английский стандарт BSW и BSF. В маркировке метизов так же не было единой системы. В то время в США существовало примерно 1200 производителей дюймового крепежа которые маркировали свою продукцию каждый по своим критериям. В результате мы имеем ситуацию когда расшифровать, что означает та или иная маркировка на блотах не представляется возможным. Однако можно с большой долей вероятности предположить, что в основном на болтах штамповалась аббревиатура фирмы-изготовителя. Возможно, что иногда маркировка включала и информацию о классе прочности изделия.
В общем маркировка на болтах тех лет могла состоять из комбинации различных букв, знаков и цифр. Так на оригинальных болтах с деталей и агрегатов джипов Виллис МБ и Форд ГПВ можно найти около 20 различных буквенно-цифровых вариантов маркировки.
Основная маркировка на болтах Фордов это литера F. Чем больше болтов с такой маркировкой на отреставрированном джипе Форд ГП или ГПВ , тем ближе к оригинальному состоянию.
С Виллисам несколько сложнее. Все Виллисы имеют набор болтов с различной маркировкой которая отличается от года выпуска автомобиля. Наиболее часто на Виллисах можно найти болтики с маркировкой А, АА или ЕС. Что означает эта маркировка сейчас доподлинно не известно однако по статистике болтики с буквами А и АА преобладают на Виллисах до 1944 года выпуска. После 1944 года чаще встречаются болты с маркировкой ЕС.
Более подробно все известные варианты маркировки представлены ниже.
 |
Болты без маркировки. В различном количестве встречаются на Виллисах МБ и на Фордах ГПВ. |
 |
А, AA - Самая распостраненная маркировка болтов на Виллисах МБ. Встречается повсеместно. Чем больше на Виллисе А и АА болтов тем больше вероятность т.н. раннего года выпуска джипа. К началу 1944 году болты с маркировкой А и АА постепенно заменяются на болты с маркировкой ЕС. |
 |
 |
 |
EC - Самая распостраненная маркировка болтов на Виллисах МБ с 1944 г. выпуска. Найти такие болты можно практически на любой детали кузова Виллиса. Чем больше на Виллисе болтов с маркировкой ЕС и чем меньше болтов с другой маркировкой, тем ближе дата сборки джипа к дате окончания производства в 1945 году. |
 |
 |
C-TR - Еще один довольно распостраненной вид маркировки болтов для Виллисов МБ с 1944 г. выпуска. Болты с такой маркировкой чаще встрчаются на деталях рамы джипа. |
 |
A-TR - Маркировка болтов для Виллисов МА. Может встечатся на самых ранних Виллисах МБ. |
 |
TR - Довольно редкая маркировка встречающаяся на ранних Виллисах МБ 1942-1943 г.г. выпуска. Болтами с такой маркировкой может крепится головка блока двигателя Go-Devil и навесные детали кузова. |
 |
 |
TR-20 - Маркировка болтов для Виллисов МА. Изредка встречается на самых ранних Виллисах МБ. Болты с такой маркировкой присутствуют на раме джипа и креплениях навесных деталей кузова. |
 |
AE, А2, E - Болты с такой маркировкай встречаются на Виллисах в единичных экземплярах. |
 |
 |
 |
W - Редкая маркировка болтов для Виллисов МБ. На фото болт крышки коренного вкладыша коленвала двигателя. |
 |
BA - Болты крышки раздатки производства фирмы Spicer. |
 |
BH - Болты двигателя Go-Devil. На фото болт крышки коренного вкладыша коленвала двигателя. |
 |
RA - Маркировка присутствует на болтах зажимов наконечников рулевых тяг. |
 |
GKN - Болт крепления подшипника к ротору от генератора фирмы Auto-Lite, типоразмер 1/4"-20NF длина 5/8". |
 |
F - Стандартная маркировка всех болтов для Фордов ГП и ГПВ. |
 |
 |
 |
 |
S - Болт с прессшайбой для Форда ГПВ. Болты с такой маркировкой могут быть на креплении маслянного поддона двигателя к блоку, крепеже защелок капота и ветрового стекла к кузову, на петле капот-кузов, креплении водяного насоса к блоку двигателя и на различных лючках в полу кузова. |
 |
NCF - Болты крышки картера дифференциала для Форд ГП |
 |
O - Стандартная маркировка болтов для Хочкисов выпуска 1956-1965 г.г. |