В зависимости от даты выпуска джипа на нем может быть установлен стояночный тормоз ленточного или барабанного типа
На джипах Виллис МБ в большинстве случаев установлен стояночный тормоз ленточного типа, Рис 1. Ленточным тормозом Виллисы МБ комплектовались до июля 1944 года.
Что касается джипов Форд ГПВ, то они комплектовались только тормозом ленточного типа.
Рис 1. Стояночный тормоз ленточного типа. FM-GPW-2598, WO-A-1008
С июля-августа 1944 года на Виллисы МБ серийно устанавливался стояночный тормоз барабанного типа. В новом стояночном тормозе применялась конструкция из тормозных тяг и двух колодок которые "прятались" внутри тормозного барабана.
В Англоязычной технической литературе тормоз барабанного типа показан без особых подробностей, Рис 2, а в переводных инструкциях на Русском языке о нем нет ни слова. Поэтому восполним пробел и разберем его устройство подробнее.
Рис 2. Стояночный тормоз барабанного типа FM-GPW-2598-B, WO-A-9333
Стояночный тормоз установлен на ведомом валу заднего кардана раздаточной коробки. Для крепления тормоза барабанного типа на раздатке установлен новый фланец, деталь С (Рис 2).
При этом посадочные размеры под сальник ведомого вала остались прежними. С нижней стороны фланца (С) установлен рычаг (Q), который передает усилие от троса ручника к внутренним тормозным тягам (Фото 1 и 2)
Фото 1.
Фото 2.
На Фото 3 видна система из горизонтальной тяги и вертикального рычага установленных на опорном диске и передающих усилие на тормозные колодки. Горизонтальная тяга является одновременно и регулировочной, а кулаки вертикального рычага раздвигают тормозные колодки при включении тормоза.
Фото 3.
На Фото 4 показаны все детали тормоза собранные на опорном щите. В моем случае я использовал новодельные тормозные колодки. Как всегда при сопряжении оригинальных деталей и новодела обнаружилась проблема - тормозной барабан не надевался на колодки. Как оказалось они большего чем надо диаметра. Для устранения проблемы пришлось сточить примерно по 5 мм с каждой пятки каждой колодки.
Фото 4.
Обратите внимание на форму возвратных пружин (Фото 5) и их правильную установку на опорном диске (Фото 4). Длинная пружина с одной стороны имеет специальный зацеп, который держит правую сторону нижней колодки и не мешает свободному перемещению тормозных тяг.
Фото 5. Оригинальные возвратные пружины стояночного тормоза
Регулировочное устройство тормоза размещено в левой части опорного диска и состоит из двух винтов. Тут все просто, выкручиваете винты и уменьшаете зазор между колодками и барабаном. Рекомендуемый зазор должен быть в пределах 0,12-0,2 мм. Для измерения зазора щупом и доступа к регулировочным винтам в тормозном барабане имеются окна (Фото 6)
Фото 6. Стояночный тормоз барабанного типа в сборе
Хочу обратить внимание на интересный момент! Инспекционные окна в тормозном барабане могут быть 2-х форм. Форма на фото 6, с прямоугольным вырезом и полукруглым верхом характерна для послевоенного производства. Напомню, что Виллисовская раздаточная коробка Dana Spicer-18 выпускалась без особых изменений аж до 1971 года и устанавливалась на все послевоенные джипы - CJ2, CJ2A, CJ3A, CJ3B, M38, M38A1, CJ5, CJ6, включая Французские М201.
Форма на фото 7, с круглыми отверстиями - это оригинальный барабан для джипов Виллис МБ до момента прекращения их производства в июне 1945 года.
Фото 7. Тормозной барабан т.н. "раннего" типа.
Кроме этого, фото 7 показано чтобы продемонстрировать одно полезное усовершенствование. 4 болта которые проходят через тормозной барабан и крепят к нему фланец карданного вала очень рекомендуется прихватить сваркой. Иначе болты будут прокручиваться пока гайки не закрутятся почти полностью. А при откручивании заржавевших гаек будет еще веселее, поскольку
доступа к болтам изнутри ручного тормоза нет.
Фото 8. Возвратная пружина рукоятки ручного тормоза
На фото 8 показана возвратная пружина рукоятки ручного тормоза. Пружина одинаковая как для ленточного так и для тормоза барабанного типа. В случае же барабанного тормоза для установки пружины требуется два удлинителя так как рычаг - Q (Рис 2) расположен значительно дальше от кронштейна пружины на кузове.