На двигателях Go-Devil применяется оригинальная система автоматического подогрева воздушно-бензиновой смеси перед подачей её в рабочие цилиндры. Тут надо заметить, что на всех Виллисах которые мне доводилось видеть до их реставрации, эта система была в не рабочем состоянии. Более того, не все владельцы были даже в курсе её существования! Поэтому надеюсь разбор матчасти будет полезен многим коллегам-реставраторам. В общем наша цель посмотреть как эта система работает и как её ремонтировать.
Система автоматического подогрева воздушно-бензиновой смеси установлена на выпускном коллекторе. Состоит она всего из 10 деталей.
Рис 1.
1 и 4 - стяжной винт противовеса и его гайка
2 - ось заслонки
3 - расклинивающая пластинка
5 - защитная шайба
6 - противовес
7 - биметаллическая пружина или термостат
8 - упорный кронштейн биметаллической пружины
Еще имеется сама заслонка, которую можно увидеть внутри коллектора, на Фото 2, 3 и 4.
Кроме этого в корпус выпускного коллектора запрессованы две опорные втулки оси заслонки - А (Фото 2)
Фото 2
Функционирует всё это следующим образом. На холодном двигателе противовес 6 устанавливает заслонку в открытое положение Фото 3. Таким образом заслонка направляет часть выхлопных газов через рубашку впускного коллектора, где происходит предварительный обогрев горючей смеси. В таком положении заслонки противовес "указывает", по аналогии с часовой стрелкой, примерно на 4 часа.
Фото 3
По мере нагрева выпускного коллектора, нагревается и биметаллическая пружина 7. При нагреве она имеет свойство скручиваться. Скручивание происходит против часовой стрелки (Фото 2). В результате заслонка поворачивается в закрытое положение (Фото 4) и основная часть выхлопных газов направляется непосредственно в глушитель. При этом противовес 6 поднимается до положения на 2 часа.
Фото 4
Все достаточно просто. Однако в системе заложен один большой недостаток. Биметаллическая пружина имеет ограниченный ресурс и в один "прекрасный" момент скрутившись
так и "закисает" в этом виде. После чего заслонка навсегда остается в закрытом или "горячем" положении.
Конечно в условиях регулярного сервиса т.е. наличия запасных пружин, замена этой детали не представляла сложности. Вероятно так и было, когда джипы использовались в Советской Армии, но позже, частным владельцам в то время найти новую пружину было делом не реальным. Поэтому когда биметаллическая пружина "умирала", её просто ломали или убирали. И теперь нам предстоит заняться ремонтом этой системы.
Предже всего необходимо оценить состояние заслонки внутри выпускного коллектора. Для этого нужно снять блок впускной-выпускной коллектор с двигателя и разобрать его.
Заслонка должна свободно поворачиваться, быть без механических повреждений и относительно шлица в ее оси находится под углом примерно 45 градусов (Фото 2). Далее проверяем зазор между осью заслонки и втулками А (Фото 2). Люфт в 0,5 мм еще не слишком критичен. При больших люфтах придется выпрессовывать втулки и устанавливать новые. Заменить втулки можно только вынув ось с заслонкой, при этом ось придется пилить и позже ставить новую. А если нет новой заслонки то от оси придется еще отдирать старую, а она прихвачена сваркой. Поэтому процесс замены втулок без крайней нужды лучше не начинать.
Далее на ось надеваем новую биметаллическую пружину 7. Обратите внимание, что современные репродукции пружин не имеют V-образного изгиба в той части, которая опирается на стопор. Так они сделаны и самому гнуть пружину не надо! Потом надевается защитная шайба 5, в шлиц на оси вставляется расклинивающая пластинка 3 и крепится противовес 6.
Ремонт закончен!
Фото 5. Детали термостата, вид изнутри.