Водяной насос центробежного типа является простым и надежным механическим устройством. Конструкция насоса оставалась неизменной с начала производства двигателей Go-Devil и до 1945 года, когда в верхней части корпуса сделали отверстие для отбора воды для печки (закрыто пробкой) - Фото 4. На корпусе оригинального насоса около центрального крепежного отверстия можно найти отлитый номер 637052, если он с Виллиса или штамп F, если с Форда.
Фото 1.
Чаще всего насос подвержен только одной неисправности - протеканию воды через резиновый сальник вала. В этом случае так и в случае если насос просто "закис" - необходима его полная разборка и ремонт.
Для того, чтобы разобрать насос нужно произвести небольшие подготовительные работы. Исходя из собственного опыта мы рекомендуем следовать именно изложенной далее процедуре. Такие инструменты как молотки, зубила, хитроумные экстракторы и т.п. лучше не применять и оставить для более современной техники.
Для начала найдите кусок стального листа толщиной не менее 5 мм и размером примерно 70x70 мм. Просверлите в этом листе 4 отверстия под болты крепления крыльчатки вентилятора. Это 4 болта с резьбой 1/4" на 20 ниток. По центру пластины просверлите отверстие под болт по мощнее и дуйте к ближайшей сварке чтобы Вам туда приварили гайку от этого болта. На Фото 2 слева, видна получившаяся оснастка. Далее как показано на Фото 3 применяя тиски и вкручивая центральный болт, снимаем крыльчатку шкива.
Фото 2
Фото 3
Следующим действием выдавливаете подшипник с валом, см Фото 4 и 5. Не забудьте предварительно вынуть стопорную шпильку!
Фото 4
Фото 5
Вот и все. Конечный результат разборки иллюстрирует Фото 6.
Фото 6
Вал насоса и подшипник составляют единую деталь - модель Federal FS-6141. Т.е подшипник выполнен на самом валу и не снимается. Такая конструкция теоретически не является ремонтопригодной. Однако, в случае крайней безысходности, восстановить можно. Конечно если единственная проблема - ржавчина на валу, которая не обеспечивает герметичность прилегания сальника.
Предлагаем следующую технологию ремонта вала:
Ржавую часть срезать. Вал каленый, однако только по поверхности. Внутри он "сырой". Из нержавейки выточить новый вал, по длине равный отрезаной части, с небольшим припуском на диаметр. Обе части соединить резьбовым соединением, правая нарезка резьбы. По окружности произвести сварку и далее окончательную шлифовку вала и соединения. Результат ремонта см на Фото 7.
Фото 7
На этом же фото можно увидеть и остаток сварного шва на валу. Шов должен находится после сальника, где он не влияет на герметичность.
Еще при ремонте рекомендуется перешлифовать поверхность на корпусе насоса к которой прилегает сальник, Фото 8. Перешлифовка на крыльчатке не обязательна.
Фото 8
И последний "штрих самодеятельности". Можно изготовить самостоятельно новую упорную шайбу, Фото 9. Бронза отлично заменит текстолит и будет гораздо долговечнее. На токарном станке делается шайба и напильником - крестообразные пропилы. Толщина шайбы 3,3-3,5мм.
Фото 9
Если говорить о ремонте насоса при помощи специального рем. комплекта, то такой ремонт заключается в замене сальника, текстолитовой упорной шайбы и вала с подшипником. Наличие всех этих деталей в рем. комплекте сильно облегчит Вам ремонт и избавит от хлопот, изложенных выше. Процесс сборки происходит в обратном порядке. Обратите внимание на то, что после установки подшипника с валом в корпус насоса (до запрессовки обоих крыльчаток) надо сразу поставить стопорную шпильку! И обязательно используйте специальную силиконовую смазку, улучшающую работу резиновых сальников. После сборки насос окрашивается под цвет двигателя.
На фото 10 можно увидеть как выглядит полностью собранный насос в разрезе.
Фото 10