Image courtesy:(c) R. Notman 42fordgpw.com
Процедура поляризации нужна для запуска генератора режим выработки тока зарядки аккумуляторной батареи и корректной работы реле-регулятора напряжения. Если не выполнить эту процедуру, то генератор просто не будет заряжать аккумулятор. Поляризация проводится каждый раз когда генератор или реле-регулятор отключается от эл. сети джипа, т.е например снимается на ремонт.
Провести поляризацию очень просто. Метод поляризации зависит от типа генератора. Существует два типа генераторов производившихся одновременно: генератор с внешним заземлением и внутренним заземлением обмоток возбуждения. Оба типа генераторов работают одинаково хорошо и не имеют преимуществ друг перед другом. Так фирмы Auto-Lite и Delco-Remy производили оба типа генераторов, и номенклатурная табличка на генераторе не информирует о его типе. Однако осмотр номeнклатурной таблички полезен для определения является ли данная модель генератор штатной. Штатными являются генераторы моделей GEG ХХХХХ (GEG-5001A, GEG-5002D или GEG-5101D).
Применение не соответствующего для данного типа генератора метода поляризации приведет к короткому замыканию, смене полярности, оплавлению щеток, изоляции обмоток т.е к поломке генератора. Поэтому очень важно предварительно определить тип генератора.
Оба типа генераторов выглядят внешне одинаково, однако правильная идентификация возможна. Не пребывайте в уверенности, что ваш генератор оригинальный только по причине того, что он стоит на машине столько, сколько вы помните или помнит предыдущий владелец. Возможно когда-то оригинальный генератор был выведен из строя и прошел ремонт или даже заменен на генератор с другого автомобиля. Даже проштампованные на корпусе генератора номера не скажут о его типе. Единственный способ определить тип генератора -это разобраться в его внутренней проводке.Простое тестирование мультиметром позволит определить внутреннее или внешнее заземление у обмоток генератора. Для начала необходимо идентифицировать клеммы генератора. Всего на генераторе три клемы. Одна из них не изолированная от корпуса является заземлением и обычно маркируется буквами GND. Две другие клемы изолированы от корпуса генератора. Большая по размером клема обозначается ARM (иногда GEN) и всегда соединена со щеткой ротора. Меньшая по размерам клема обозначается FLD и соединена с обмотками возбуждения. Вся внешняя проводка должна быть отключена от генератора при выполнении измерений мультиметром! Установите мультиметр на измерение сопротивления.
Производите тесты 1 и 2 согласно таблицам.
Тест 1 |
Подсоедините
один щуп мультиметра к клеме ARM второй
щуп к
клеме FLD |
щетки
сняты с коллектора или изолированы от
него |
есть
проводимость или малое сопротивление в
цепи |
обрыв
цепи |
тип
генератора |
с
внешним заземлением |
с
внутренним заземлением |
Тест 2 |
Подсоедините
один щуп мультиметра к клеме FLD второй
щуп к корпусу генератора |
щетки
сняты с коллектора или изолированы от
него |
обрыв
цепи |
есть
проводимость или малое сопротивление в
цепи |
тип
генератора |
с
внешним заземлением |
с
внутренним заземлением |
Теперь, когда тип генератора определен можно произвести процедуру поляризации. Предварительно проверте чтобы вся электропроводка джипа была правильно и надежно подключена. Поляризация поводится на холодном (выключенном) двигателе!
В случае генератора с внешним заземлением на секунду закоротите клемы ARM и BAT на реле-регулятре напряжения. Это действие будет сопровождаться вспышкой поэтому примите меры безопасности для исключения случайного возгорания или поражения током.
В случае генратора с внутренним заземлением.
Вар 1. Отсоедините провод от клемы FLD на реле-регуляторе напряжения и на секунду дотронтесь им до клемы BAT реле-регулятора напряжения.
Вар 2. Метод поляризации без устройства КЗ состоит в следующем. Возмите 6В или 12В автомобильную лампочку в патроне и с проводами. Отсоедините провод от клемы FLD на генераторе. Подсоедините один провод лампочки в положительной клеме аккумулятора и другой к клеме FLD на генераторе, лампочка загорится. Запустите двигатель джипа и плавно прибавляйте газу пока лампочка не погаснет. Все, работа сделана! Выключайте двигатель.