1/4 тонные автомобили повышеной проходимости с колесной формулой 4х4 выпускались заводами Willys-Overland Motors Inc. и Ford Motor Company с 1941 по 1945 года (модель производства Americam Bantam Car Company не рассматривается в этой статье из за ее чрезвычайной редкости).
Джипы сходившие с конвейера Willys-Overland Motors Inc обозначались как модель Willys MA, Willys MB.
Джипы сходившие с конвейера Ford Motor Company обозначались как модель Ford GP, Ford GPW.
Willys-Overland Motors Inc изготовил около 370000 джипов, а Ford Motor Company примерно 280000 джипов.
В данной статье рассматриваются отличия джипов Willys MB (Виллис МБ) и Ford GPW (Форд ГПВ), как наиболее массовых моделей производившихся в то время. Соответственно они и составляют основной автопарк джипов сегодня.
С первого взгляда джипы Willys MB и Ford GPW выглядят как совершенно одинаковые автомобили. Видимо поэтому в СССР их называли общим именем - Виллис. На самом же деле эти джипы значительно отличаются друг от друга в деталях и технологии изготовления. Для реставрации это имеет очень важное значение.
В настоящее время на пространстве бывшего СССР осталось некоторое количество Виллисов и Фордов полученных по Американскому Ленд-Лизу, в период Второй Мировой Войны. Вероятно, и к сожалению, не один из них не сохранился до наших дней в первозданном виде. Большинство джипов, за прошедшие 60 лет, перенесло громадное количество ремонтов, переделок, замен узлов и агрегатов. При таких ремонтах на Виллисы попадали запчасти от Фордов, а на Форды от Виллисов, часто применялись самодельные детали или Советские аналоги. Поэтому в современном виде джипы могут предствлять из себя симбиоз рамы, двигателя и кузова от Виллиса и Форда, не говоря уже о путанице в более мелких деталях или просто в их отсутствии.
При идентификации джипа Виллис-Форд и поиске отличительных черт приходится сталкиваться с еще одной сложностью. Частому отсутствию точной информации о датах внесения тех или иных конструктивных изменений. С 1941 по 1945 г.г. джипы постоянно модернизировались, а в их индекс изменения не вносились. Willys-Overland Motors Inc. делал Виллис МБ а Ford Motor Company - Форд ГПВ. Складывается впечатление что мы имеем дело всего с двумя типами джипов и их можно легко сравнить. На самом деле все гораздо сложнее, типов джипов 6! Современными исследователями данной темы линейка классификации составлена так:
Виллис МБ ранний, ноябрь 1941 - март 1942
Виллис МБ стандартный, март 1942 - декабрь 1943
Виллис МБ композинтый, декабрь 1943 - сентябрь 1945
Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943
Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944
Форд ГПВ композитный, январь 1944 - июнь 1945
За основу классификации взяты типы кузовов поскольку рамы у всех Виллисов МБ почти одинаковые так же как и у всех Фордов ГПВ.
Отличить раму Виллис МБ от Фрод ГПВ достаточно просто. И эта простота идентификации может ошибочно привести к заключению о модели всего джипа. Однако необходимо разобраться и в том, какой из 6 типов кузовов стоит на этой раме! Например на раме Форда ГПВ может оказаться не только любой из трех типов кузовов Форда, но и любой кузов из линейки Виллиса, как результат ремонтов за прошедшие десятилетия.
Начнем с рамы. С самых наглядных и удобных для обнаружения отличий.
Рис 1. Картинка взята из книги All American Wonder I
|
1. Виллис МБ рама
а. Передняя поперечная балка трубчатой формы.
|
2. Форд ГПВ рама
а. Передняя поперечная балка прямоугольной формы в виде перевернутой буквы U
|
б. Кронштейны амортизаторов на раме прямоугольно-коробчатой формы

|
б. Кронштейны амортизаторов в форме наплыва на раме

|
в. Подставка под аккумулятор типа Виллис МБ

|
в. Подставка под аккумулятор типа Форд

|
|
г. Фаркоп имеет на нижней своей части литой вензель F
|
На рисунке 1 стрелками показано расположение серийного номра на раме. Номер рамы у Виллиса МБ выштампован на шильде которая приклепана с внутренней стороны
левой балки рамы, сразу за передним бампером. Варианты шильд смотрите в таблице чуть ниже по тексту. Формат номера: MB123456. Размещение шильды очень неудачное в плане сохранности. Если у Вас Виллис, то в 99% случаев это место бито-перебито, варенно-переваренно, а от шильды и след простыл. Однако на некоторых джипах прошедших капитальный ремонт на рембазах Союза и утративших родную шильду с номером, этот номер можно найти перебитым на правом переднем кронштейне крепления амортизатора (Фото 3в).
Номер рамы у Форда ГПВ штамповался прямо на верхней стороне левой балки рамы, сразу перед подушкой двигателя или иногда позади косынки бампера (Рис 1.) Формат номера: GPW123456.
3. Номера рамы на Виллисе МБ
|
4. Номера рамы на Форде ГПВ
|
а. Шильда с номером рамы до серйного номера МБ338ххх, весна 1944
 (добавлено 27.04.2014)
|
 (добавлено 29.10.2013)
|
б. Шильда с номером рамы после серийного номера МБ338ххх
 (добавлено 5.06.2013)
|
Фото ожидается
|
в. Набитый на ремзаводе номер рамы

|
|
Рассматривая различия джипов Виллис МБ и Форд ГПВ не лишним будет упомянуть и о двигателе.
Обе модели джипов комплектовались одини и тем же двигателем Go-Devil тип L-134. Различить какой двигатель был установлен на Виллисе МБ, а какой на Форде ГПВ можно по его номеру. Номер двигателя выбит на овальной пластине расположенной на блоке под канистрой масляного фильтра. Для Виллисов формат номера MB123456 (фото 5а). Для Фордов - GPW123456 (фото 5б). Если на двигателе выбит номер в другом формате или его совсем нет, то это скорее всего новый двигатель установленный после ремонта джипа. Такие двигатели поствалялись с завода без номерными, а номера получали уже на ремонтных предприятиях.
5a. Номер двигателя Виллиса МБ |
5б. Номера двигателя Форда ГПВ |
 (добавлено 18.01.2014) |
 (добавлено 18.01.2014)
|
Перед разговором об отличительных особенностях кузовов, немного истории. Кузова для джипов производились на America Central Manufacturing company (ACM). В 1941-1943 годах производились кузова типа ACM I которые шли на Виллис МБ ранний и Виллис МБ стандартный. Примерно в это же время Форд сам производил кузова на Форд ГПВ стандартный. С 1944 года производство кузовов было унифицировано и целиком перешло к ACM. Унифицированный кузов получил индекс ACM II. Кузов ACM II еще называют композитным так как он сочетает в себе особенности кузовов ACM I и Форда.

Рис 2. Стрелками показано нахождение серийного номера кузова. Основное отличие кузовов - форма переднего опорного кронштейна.
6. Отличительные особенности кузовов Виллиса МБ.
6.1. Виллис МБ ранний, ноябрь 1941 - март 1942
|
Фото 1
|
а. Кузов ACM I (Рис 2)
б. Рельефная выштамповка WILLYS на задней панели кузова (Фото 1).
в. Отсутствует бардачок
г. Сварная радиаторная решётка, десять вертикальных полос.
|
6.2. Виллис МБ стандартный март 1942 - декабрь 1943
|
Фото 2
|
a. Кузов ACM I (Рис 2)
б. Круглая выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Плоская крышка отделения для инструментов.
г. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья.
Примечание. На фото 2 виден трехугольный кронштейн на колесной арке до задней панели кузова. Такие усилительные кронштейны появились на кузовах ACM I с октября 1942г.
|

Фото 3
|
д. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра
|
Фото 4
|
е. Опора ног для задних пассажиров типа Виллис. |
6.3. Виллис МБ композинтый, декабрь 1943 - сентябрь 1945
|
|
а. Кузов ACM II (Рис 2). Пункты б,в,г,д,е - см. особенности модели Виллис МБ стандартный.
|
7. Отличительные особенности кузовов Форда ГПВ.
7.1. Форд ГПВ стандартный, апрель 1942 - декабрь 1943
|

Фото 5
|
а. Кузов производства Ford, передний опорный кронштейн типа ACM II (рис 2), номера кузова нет.
б. Прямоугольная выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Две вертикальные усилительные выштамповки в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
г. Трёхугольный кронштейн заднего сиденья.
|

Фото 6
|
е. Штампованое лого Ford на задней панели кузова (до августа 1942г.)
|

Фото 7
|
ж. Вертикально установленные кронштейны задних фонарей.
|

Фото 12
|
з. Рельефная выштамповка в крышке отделения для инструментов.
|

Фото 8 |
и. Есть бардачёк, дно имеет два усилительных ребра (до сентября 1942 г. дно без таких рёбер).
|

Фото 9 (обновлено 21.04.2013)
|
к. Опора ног для задних пассажиров типа Форд.
|
7.2. Форд ГПВ переходный, декабрь 1943 - январь 1944
|
Фото 10 (обновлено 21.04.2013)
|
а. Кузов типа ACM I (рис 2)
б. Круглая выштамповка в колёсной арке под замок отделения для инструментов.
в. Прямоугольный кронштейн заднего сиденья
г. Трехугольный усилитель задней панели кузова, на боковине колесной арки.
д. Нет двух вертикальных усилительных выштамповок в боковине колесной арки, по обеим сторонам от кронштейна заднего сиденья
Так же присутствуют особенности по пунктам з,и,к из описания кузова Форд ГПВ стандартный |

Фото 11
|
ж. Горизонтально установленные кронштейны задних фонарей.
|
7.3. Форд ГПВ композитный, январь 1944 - июнь 1945
|
|
а. Кузов типа ACM II(рис 2). Пункты б,в,г,д,е,ж,з,и - см. особенности модели Форд ГПВ переходный.
|
В качестве заключения приведу еще несколько различий между деталями производства Форда и Виллиса. Такая дополнительная информация бывает весьма полезна для опознания модели джипа.

Кронштейны передних фар

Рычаги кпп и раздатки

Заднее сиденье, рама спинки типа Форд

Заднее сиденье, рама спинки типа Виллис

Прижимной диск для 2-х точечного кронштейна запаски,
для джипов выпуска с Октября 1943 г. и до окончания производства.
(Фото добавлено 9.11.2015)